Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые нами упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

При выполнении комплексов гимнастики для стоп мы используем упражнения из различных исходных положений, но для обеспечения разгрузки стоп наиболее эффективны упражнения из исходных положений сидя и лёжа.

Хорошо когда такая гимнастика сопровождается легко запоминающимися детям стихами или потешками. Дети, повторяя запомнившееся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту и в самостоятельной игровой деятельности.

Упражнения из И.п. стоя.

 

«Часы»
Стрелки в часиках живут.
И по кругу всё идут.
Сосчитают все минутки,
Дважды круг пройдут за сутки.
Ходьба приставным шагом по обручу, положенному на пол.20 сек
«Шли бараны по дороге»
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать –
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Ходьба на носках.
Ходьба на пятках.
Приподниматься на носках  в соответствии со счетом.
Проводить правой стопой по внутренней стороне голени левой ноги от стопы к колену и обратно, ступня как бы обхватывает голень.То же левой ногой. 6—8 раз.

Упражнения из И.п. сидя на стуле.

Два веселых гуся

Жили у бабуси
Два весёлых гуся
Поджимать и выпрямлять пальцы ног.
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Приподнимать от пола поочередно носки и пятки.
Вытянули шеи,
У кого длиннее
Приподнимать над полом и одновременно разводить пятки в стороны.
Один серый,
Другой белый,
У кого длиннее.
Приподнимать над полом и одновременно разводить носки в стороны.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Вращать стопами в правую и левую сторону с небольшим усилием в сторону большого пальца.
Один серый,
Другой белый
Спрятались в канавке,
Поджимать пальцы,держа ноги на внешнем крае стопы.
Вот кричит бабуся:
«Ой, попали гуси:
Разводить носки врозь, пятки вместе.
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!»
Разводить пятки врозь, носки вместе.
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Поджимать и выпрямлять пальцы ног, продвигая стопу вперед не отрывая от пола.
Один серый,
Другой белый —
Кланялись бабусе.
Приподнимать от пола носки.

Упражнения из И.п. стоя, держась за спинку стула.

Наши ножки с утра
Делают зарядку.
Вот так встанут на носочки,
А потом на пятки
Приподниматься на носках,с переносом тяжести тела на пятки.
Повторить 8 – 10 раз.
На носочках постоим
Вместе в даль все поглядим,
Опускаемся на пятки —
Танцевать начнём в присядку
Приподниматься на носках  с одновременным разведением пяток
Приседания, на полной стопе.
Повторить 8 – 10 раз.
Снова на носках стоим,
Вправо, влево поглядим.
Опускаемся на пятки,
Мы закончили зарядку
Приподниматься на носках,

Опускаться на всю стопу.
Повторить 8 – 10 раз.

Соревновательная игра «Каракатица»

Цель: Быстро пробежать от старта до финиша, перекатывая стопами массажный мячик или гимнастическую палку.

Содержание: Участник принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. По сигналу воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до ориентира, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать мячик.

Джулай Татьяна Владимировна,  инструктор по физической культуре, МБДОУ ДСОВ № 31, станица Каневская, Краснодарский край

PageLines