Образовательный проект: особенности разработки и реализации в условиях ДОУ. Проект «Герои Отечества»

Ряд радикальных изменений в дошкольном образовании, обусловленных федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, привел к поиску новых форм и методов организации образовательного процесса.

Говоря о своем учреждении МБДОУ «Детский сад № 113», хочу отметить, что наши поиски направлены на решение проблемы планирования воспитательно-образовательной деятельности в детском саду. Это проблема, озвученная в основных нормативных документах, имеет очень мало конкретных рекомендаций и на сегодняшний день является белым пятном для педагогов-практиков. Впрочем, она вызревала давно. Единственные рекомендации по организации планирования были даны в методических рекомендациях к «Программе воспитания и обучения в детском саду» в 1967 году. Остальные годы проблема замалчивалась как в документах, так и авторами большинства программ. В настоящее время с появлением ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы определен принцип планирования: блочно-тематический.

С целью реализации данного принципа нами разработан ряд образовательных проектов. Проект представляет собой содержательное направление деятельности. Всего нами разработано  20 образовательных проектов: «Герои Отечества», «Я – пешеход», «Хочу все знать», «Скоро в школу», «Времена года», «Как жить в мире с природой», «Горжусь тобой, моя Кубань», «Люди всякие нужны, люди всякие важны», «Мы – жители Земли», «Чепуха», «Не такие как мы», «Олимпийский огонь», «Мы живем в России», «Растем здоровыми», «С книгой по жизни», «Великие композиторы», «Чтим народные традиции», «Если с другом вышел в путь». Для реализации каждого проекта содержание деятельности с детьми в разных формах организации привязано к календарным датам, т.е. носит характер событийности.

При планировании работы с детьми учитывались не только праздничные даты, но и те, которые значимы в жизни людей. Так, например, Международный день глухонемых, день Левшей и Международный день инвалида объединены в одном образовательном проекте «Не такие как мы». Этот проект является приоритетным в образовательной области «Социализация», его главная цель – формирование толерантности.

Образовательный проект «Люди всякие важны, люди всякие нужны»предполагает знакомство детей с различными профессиями и является приоритетным в образовательной области «Труд». Календарно он привязан к профессиональным праздникам.

Проект «Герои Отечества»призван наполнить конкретным содержанием понятие «герой». Его главная цель: сформировать чувство гражданской принадлежности, любви к своей Родине. Реализация проекта во времени привязана к значимым событиям: дням рождения великих людей, датам сражений и побед, полетам в космос и другим значимым событиям в жизни страны. [см. приложение к статье]

Есть и такие проекты, как, например, проект «Чепуха». Его цель – информационная. Сегодня в мире много так называемых «праздников», таких, например как «день жевательной резинки», «день газовой плиты», «день сэндвича» и т.д. Никакой организованной образовательной деятельности этот проект не предполагает, но информацию о назначении предмета, его изобретателях, пользе или вреде (например, жевательной резинки) дети получают в совместной с педагогом деятельности.

Содержательное наполнение каждого проекта представляет собой серию конспектов тематических бесед с детьми, их методическое обеспечение, включающее подборку иллюстративного материала, мультимедийных презентаций, репродукций картин и произведений художественной литературы.

Так, например, рассказ воспитателя о Бородинском сражении занимает несколько минут, потому что достоверная историческая информация о нем недоступна для осмысления и многим именитым историкам. Главная цель рассказа – сформировать у детей представление: русский человек – герой, он готов пожертвовать жизнью ради спасения Родины. Вся дальнейшая деятельность в рамках данной темы – это сбор иллюстративного материала в семьях и оформление странички Бородинского сражения в альбоме «Герои Отечества». Ту же цель преследует тема Куликовской битвы. Таким образом, в рамках проекта  решается задачу содержательного взаимодействия с семьями воспитанников.

Специально организованных мероприятий (непосредственно образовательной деятельности) значительно меньше.

С организационной точки зрения работа над образовательными проектами представляет определенную сложность, потому что количество НОД не всегда совпадает с более регламентированными требованиями примерной основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ, что необходимо учитывать.

Сегодня мы находимся на втором этапе экспериментальной деятельности по реализации разработанных проектов. За истекший период мы пришли к следующим выводам:

  • Событийность делает ребенка сопричастным к значимым и важным событиям общества. Одно дело, когда об этом говорят только в детском саду, другое, когда они носят массовый характер. Ребенок слышит об этом по телевизору, по радио, в разговорах и комментариях взрослых. Таким образом, он не остается в стороне от общественной жизни.
  • Образовательные проекты могут выступать в качестве перспективных планов по реализации содержания ООП ДОУ. Это вывод, конечно, требует серьезного осмысления. Образовательные области «Физическая культура», «Познание» (в частности — формирование элементарных математических представлений) очень трудно привязать к каким-то событиям и календарным датам. Они требуют более системной реализации.
  • Поиск содержания для реализации проектов позволяет использовать новые интересные материалы, иллюстрации, ИКТ, в противовес методическому обеспечению некоторых программ, которое уже откровенно устарело.
  • Вместе с тем, с появлением примерных программ дошкольного образования могут возникнуть проблемы интеграции образовательных проектов в базовое содержание программы, но мы надеемся найти пути решения данной проблемы.

В качестве иллюстрации мы предлагаем образец проекта «Герои Отечества».

Приложение 1. Проект «Герои Отечества»

Приложение 2. Егорова Р. «Мы будем вечно прославлять ту женщину,  чье имя  Мать».  Литературно-музыкальная  композиция

Маркова Вера Александровна,

 заместитель заведующего МБДОУ № 113 г. Краснодар,

кандидат педагогических наук

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x