Дети и театр

Т.П. Дьячкова, музыкальный руководитель, МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 54 «Алёнушка», г.о. Химки, Московская область

 

Как вы думаете, что такое театр? Правильно, театр – это слово, мысль и музыка русского языка. Поэтому встреча ребёнка с театром всегда прекрасна. Здесь зрелищность, радость, праздник, счастье, а значит, всплеск эмоций, волнение, сопереживание.

Театр – особый мир и источник знаний, в нём все необычно. Дети видят декорации, людей, не существующих в реальной жизни, а придуманных драматургом и сыгранных артистами. Но, глядя на сцену, маленькие зрители вдруг забывают о декорациях и артистах и начинают сочувствовать героям, даже стараются как-то помочь им. Театр может вернуть в прошлое и заглянуть в будущее, научит удивляться, а главное – театр научит детей видеть прекрасное вжизни и в людях. В театре дети знакомятся с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки.

Театр раскрепощает и помогает развивать у дошкольников плавность и выразительность речи, активизирует словарь ребёнка, совершенствует звуковую культуру речи, её интонационный строй. В результате улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Очень важно, что происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, таких качеств, как сочувствие и сопереживание героям.

Помочь ребёнку через искусство театра глубже осознавать свои мысли и чувства, самовыразиться призвана программа «Синтез искусств» (авт. О. А. Куревина) – я использую её в своей работе с дошкольниками.На занятиях по программе дети знакомятся с многообразием мимики, проигрывая этюды «Весело и грустно», «Отгадай настроение». Упражняются в жестах в этюдах «Лесенка», «Брызги дождя», «Бегущая волна». Развивают пластику в «Этюде с воображаемыми предметами», «Сосна и пальма». Дети получают представление о выразительности поз, учатся мимикой и жестом выполнять различные эмоциональные состояния: «Придумай реплики к грустной и весёлой маске». Составляют «живые картинки», «погружаются» в предложенные картины. Картину «Зимний лес» В. Никанорова дети озвучивали, используя музыкальные инструменты: треугольник, звоночки, металлофоны, трещотки. Картина «Московский дворик» В. Поленова «ожила» с помощью колокольчиков, свистулек и подражательных звуков. Также дети составляют пластические композиции: «Летят лебеди» по картине А.Рылова «В голубом просторе», в сценке «Лиса и журавль». Импровизируют на занятиях «Разыграй настроение», «Поиграй!»

Театр синтезирует в себе литературу, живопись, музыку, пластику. Драматурги, режиссёры, художники, композиторы, балетмейстеры трудятся для того, чтобы зрители встретились с главными волшебниками театра – артистами. А вот какое место может занять театр в жизни ребёнка, зависит от нас, взрослых – родителей и педагогов, которые должны стать проводниками в области театра, суметь организовать для детей «путешествие впрекрасное».

К.С. Станиславскому принадлежат слова: «Для детей надо играть так же как для взрослых, только лучше». По такому принципу работает с маленькими зрителями Московский культурно-образовательный центр «Классика». Этот актёрский коллектив под руководством Натальи Валентиновны Ставцевой олицетворяет слияние двух начал – художественного и педагогического – и тем самым помогает педагогам нашего дошкольного образовательного учреждения осуществлять воспитательную миссию средствами искусства непосредственно в детском саду.

С Натальей Валентиновной я познакомилась в 2005 году на концерте, который произвёл на меня сильное впечатление. Поразило то, что в детском саду возможен просмотр балетной программы. Я пригласила коллектив в наше дошкольное учреждение. Сотрудничество успешно продолжается до настоящего времени. О художественном руководителе центра «Классика» Н.В. Ставцевой хочется сказать много хороших слов. Это человек многогранного таланта, в котором сочетаются высокий профессионализм музыканта, творческое вдохновение и педагогический дар. Наталья Валентиновна прекрасно владеет детской аудиторией, тонко чувствуя её, добираясь до сердца каждого зрителя.

Репертуар Московского культурно-образовательного центра «Классика» даёт возможность зрителям познакомиться с разными видами искусства. В программе «В мастерской художника» детей знакомят с приёмами работы углём и пастелью – на глазах детей рождаются эскизы к спектаклю и происходит знакомство с сюжетом балета «Лебединое озеро» под звучание гениальной музыки П.И. Чайковского.

Литературно-балетная композиция «Щелкунчик» – самая добрая рождественская сказка о храброй девочке Маше, заколдованном принце Щелкунчике и злом Короле мышей. Дети могут не только посмотреть, но и принять участие в постановке. Роли Мари, пастушков играли наши воспитанники Лиза Кислова, Ксюша Рысина, Варя Агапова вместе с настоящими артистами балета!

 

Программа «Тайны балета» необычайно познавательна: в детском саду перед детьми выступает настоящая балерина. Ту, которой все восхищаются издали, наши дети имеют возможность видеть близко и даже поговорить с ней. Артистка рассказывает, что такое пачка и пуанты, показывает, как проходит разминка перед выходом на сцену, демонстрирует отдельные движения и их французские названия: батман, тандю…

Важна и воспитательная сторона. Теперь дети знают, что аплодисменты должны звучать до тех пор, пока за кулисами не исчезнет краешек пачки балерины,слово «браво!» выкрикивают, если выступление очень понравилось. Во второй части этой программы дети смотрят танцы: «Русский», «Испанский», «Цыганский» с замечательными костюмами.

Хочется отметить важность метода работы центра «Классика» – взаимодействие с детьми. Дети – не только зрители, но и участники спектаклей. А ведь творчество, как известно, путь к познанию.

Один из таких спектаклей заслуживает особого внимания.19 апреля 2010 года в нашем детском саду произошло яркое и важное событие – состоялась премьера спектакля по сказке «Петя и волк» на музыку С.Прокофьева. Автор и ведущий театральной постановки Гарри Степанович Ставцев – замечательный рассказчик и талантливый актёр, доставивший минуты радости и восторга зрителям.

Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева известна широкой аудитории слушателей. Повествование чтеца сопровождается изобразительной музыкой. Гарри Степанович придумал новое прочтение произведения. Понимая важность наглядности для дошкольников, преподнёс сказку с действующими лицами в театральных костюмах, с профессиональными инструментами симфонического оркестра.

Наши дети-артисты двигались в соответствии с характером персонажей сказки и изображающими их музыкальными инструментами, каждый по-своему: использовали различные позы, манеру движения, эмоции, пластику, мимику и жест. Делали это с удовольствием, а самое главное – дети познакомились с добрым, трогательным и познавательным спектаклем и получили положительный эмоциональный опыт: не только услышали, но и увидели инструменты симфонического оркестра, совершенствовали навык слушания классической музыки, постигали художественные образы, творчески используя представления об окружающей жизни. Динамичность сюжета, яркая сценография, замечательное музыкальное оформление, прекрасный детский и актёрский ансамбль не оставили равнодушными ни одного зрителя. Дети смогли выплеснуть, выразить творческую энергию, своё видение мира, вступая с ним в контакт. Вот почему взрослым очень важно каждый раз относиться внимательно к проявлению детского творчества. Для этого приглашаются родители, что даёт возможность вместе сопереживать увиденному.

После спектакля остаются фотографии и масса впечатлений. Самые яркие из них дети выражают в своих рисунках.

Много лет «путешествуя в прекрасное», я и дети были вместе, а это немало. Вместе познавали, размышляли, переживали увиденное и услышанное, испытывали волнение от искусства. Всё это время я старалась заложить основы эстетического развития дошкольников. Ведь совсем не обязательно каждому ребёнку становиться художником или артистом, но, если, став взрослыми, мои воспитанники будут вспоминать эти радостные минуты встречи с театром, музыкой, то я – счастливый человек, потому что могу считать свою миссию по приобщению детей к миру большого искусства выполненной.

 

Литература

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Искусство,1954.

Царёв М.И. Театр – особый и прекрасный мир. – М.: Педагогика, 1977.

Куревина О.А., Селезнёва Г. Е. Путешествие в прекрасное: Учебно-методическое пособие.– М.: Баласс, 2000.

Крымова Н.А. О детях в театре и о театре для детей. – М.: Молодая гвардия, 1972.

Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: Сфера, 2001.

PageLines