Все на свете друг другу нужны!

Наш детский сад работает более 40 лет. Приоритетным направлением деятельности является экологическое воспитание дошкольников начиная с раннего возраста. В конце 90-х годов была подготовлена парциальная программа «Росток», а в 2007 г. разработана Программа экологического образования малышей «Все на свете друг другу нужны», представленная на республиканский конкурс. Программа направлена на создание и внедрение модели  экологического образования детей 2–4 лет. С 2008 г. педагоги занялись разработкой проектов для реализации экологической программы.

Таким образом, программа включает в себя проекты, способствующие наиболее эффективному ее выполнению, и реализуется в три этапа:

  • первый этап – проект «Дети – дело общее» (способствует психолого-педагогическому просвещению родителей и вовлечению их в воспитательно-образовательное пространство детского сада);
  • второй– проекты «Наш ласковый и нежный зверь»(формирование знаний о кошках), «Кошкин дом» (формирование навыков сооружения жилища для кошек), «Зимой и летом одним цветом» (формирование представлений о елке в разное время года), «Курочка Рябушечка» (формирование знаний о домашних птицах) и т.д. Проекты основаны на сочетании разных видов деятельности: игры, музыки, чтения, театрализации, рисования, конструирования и т.д.; включают в себя разные формы взаимодействия с родителями: мастер-классы, конкурсы, фотовыставки, праздники, консультации, выпуск газет и т.п.;
  • третий этап – проект «Экосенсорные накопители», направленный на оказание практической помощи малышам в развитии мелкой моторики, в преодолении трудностей речевого общения и способствующий реализации парциальной программы экологического образования.

Главное украшение групповой комнаты – яркие, легкие игрушки-накопители в виде домашних животных, изготовленные руками педагогов. Такие игрушки позволяют малышам уединяться и играть небольшими группами, способствуют обогащению эмоциональной сферы. Они удобны и многофункциональны: один и тот же накопитель можно использовать для игр, занятий по развитию речи, сенсорному воспитанию (ознакомление с цветом, формой, величиной), математике, для театрализованной деятельности и т.д. Материалы, из которых изготовлены накопители, прочные, экологически чистые, легко поддаются чистке и обработке. Каждый накопитель оформлен в цветовой гамме, соответствующей оформлению группового помещения. Накопителииспользуются в качестве атрибутов, фольклорных персонажей, а также для хранения мелких игрушек, кукол, геометрических форм, иллюстративного материала и т.д. Применяются на занятиях для создания игровой ситуации, в самостоятельной деятельности детей, а также для формирования навыков самообслуживания (для уборки игрушек в определенное место).

Цель накопителей – побуждать детей к играм рядом, в сообществе  сверстников, вызывать желание убирать за собой игровую атрибутику в специально изготовленные контейнеры-кошки, совершенствовать мелкую моторику пальчиков рук, сенсорику, закреплять знания о геометрических формах, представителях флоры и фауны, способствовать организации театрализованной деятельности детей.

Нами разработаны практические советы по изготовлению накопителей и методические рекомендации по их применению в работе с малышами.

Практические советы по изготовлению накопителей

  1. Натуральная ткань, которой обшивается каркас, может быть яркой, мягкой на ощупь (фетр, фланель, войлок). Форма должна отображать фигуры кота-мальчика и кошечки-девочки. Для кота-мальчика целесообразно взять картонную коробку в форме призмы и обшить (обклеить) ее в соответствии с образом домашнего животного. Для кошечки-девочки можно соорудить каркас из обручей в форме цилиндра и обшить тканью.
  2. Следует помнить о пространстве внутри накопителей, необходимом для хранения игрушек.
  3. Деталей оформления (кнопки, шнуровка, замки, пуговицы и т.п.) кота и кошки должно быть мало, чтобы накопители не терялись в них.
  4. Детали оформления должны быть выполнены в одном стиле и не отвлекать своей излишней яркостью от основного предназначения предметов.
  5. Детали оформления на переднем плане (мордочки, лапки, ушки) должны быть проработаны более подробно, чем элементы на заднем и боковых планах.
  6. Детали для развития сенсомоторных навыков должны быть закреплены прочно и не представлять опасность для здоровья малышей.
  7. Величина накопителей должна  соответствовать размерам и массе ребенка 2–4 лет, чтобы он без труда мог подвинуть их, поднять и расположить на детском столе.
  8. При создании накопителей важно придать им устойчивость.
  9. При разработке головы кошек надо четко определить, что в ее характере  является главным, а что второстепенным. (Натуралистические подробности в разработке головы излишни.)
  10. В мордочке можно выделить три равные части: лоб–уши, глаза, нос–усы. Для создания выразительного характера можно нарушить это соотношение.
  11. Чтобы не нарушить пропорции накопителей-кошек, необходимо соблюсти соотношение всех частей туловища.
  12. Костюм накопителей-кошек должен способствовать развитию мелкой моторики: комбинезон для кота и сарафан для кошки на бретельках с пуговицами или кнопками.
  13. Малыш должен с первого взгляда узнать зверя-накопителя. Поэтому необходимо найти наиболее характерные признаки животного.
  14. Глаза животного могут иметь разный вид, величину и цвет и изготавливаться из пуговиц разного объема.
  15. На комбинезон и сарафан можно прикрепить карманы для складывания в них мелкие игровые атрибуты.

Методические рекомендации по обучению детей работе с накопителями

  • С одним накопителем могут одновременно заниматься (играть) не более трех детей.
  • Накопитель-контейнер устанавливается на ровную поверхность (пол, стол). . По предложению воспитателя или по своему усмотрению ребенок  выполняет манипуляции с замком для открытия одной из сторон накопителя и извлечения из него игрушек, геометрических фигур и т.д.
  • Вместе с ребенком следует изучить расположение на контейнере застежек, шнуровки, замков, кнопок, поупражняться в их открытии и закрытии.
  • Попробовать выполнить упражнения (как открывать замок,  шнуровать тесьму или веревочку, расстегивать кнопки и пуговицы) совместно с каждым ребенком.
  • Усложнить упражнения с застежками и расстежками: кот (кошечка)  обращается с просьбой к детям, говорит, что следует сделать: «зашнуруй мне бочок», «расстегни бретельки комбинезона» и т.п.
  • Работу с контейнером лучше чередовать с работой за столом, чтобы дети меньше уставали.

Для малышей 2–4 лет используем сказочные контейнеры для проведения игр-занятий по развитию речи, ознакомлению с геометрическими фигурами, сенсорному воспитанию, экологическому образованию, физическому развитию.

Правила проведения игр-занятий с использованием накопителей

  1. Необходимо как можно раньше познакомить детей с контейнерами и функциональными возможностями застежек.
  2. Родительское участие на занятии признается важным и нужным, формы его должны быть творческими и разнообразными.
  3. Подбор сказки, потешки  и т.д.  следует осуществлять  с учетом их доступности для детей и возможности «включения» в деятельность.
  4. Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку на занятии.
  5. Во время общения с детьми на занятии использовать мимику, говорить медленно и выразительно, выдерживая паузы.
  6. Побуждать детей к манипуляциям с накопителем.
  7. Целевые установки зависят от вида деятельности, а содержимое контейнера – от задач занятия. Так, для знакомства с геометрическими формами  в накопителе могут находиться призмы, кубы, шары разных размеров и цветов; для уточнения экологических знаний – предметы питания котов и птиц, осенние листья, иллюстрации с изображением птиц и животных; для физического развития – игрушки животных, которые нужно изобразить в движениях (попрыгать, поскакать, нагнуться, перепрыгнуть).

Результатом разработки педагогических проектов и использования  накопителей с целью экологического образования дошкольников стал выпуск методических рекомендаций для воспитателей, занимающихся данной проблемой; проведение практического семинара, презентации и обучающий тренинг для тех, кто решил использовать метод проектов и  накопители в работе с детьми.

Экосенсорный накопитель «Кот-Котофеевич»

   

Боковой карман на замке – молнии из пластмассы. Дети могут не только расстегивать и застегивать замок, но и складывать небольшие предметы в карман, после чего закрыть его.

На боковой стороне накопителя – шнуровка из шелковой  цветной ленты, продетая в кольца, которую по мере необходимости можно заменить на шнуровку другого цвета. 

Контейнер закрывается на длинную молнию-застежку синего цвета по его периметру. Голова и лапы съемные. Лапы на липучках. На передней части – бретельки комбинезона на пуговицах.

PageLines