Агрессивность, жадность, лживость и другие подводные камни воспитания

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва 

Когда жена сообщает супругу, что у них будет ребенок, в воображении возникают картины счастливой семейной жизни, улыбающегося и послушного малыша. Однако те, кто уже познал счастье отцовства и материнства, прекрасно себе представляют, с какими трудностями приходится сталкиваться в процессе развития ребенка даже самым подготовленным, спокойным и рассудительным родителям. Рассмотренные нами ранее непослушание, страхи и кризисы – лишь несколько капель в море. Для обсуждения всех потенциальных, но вполне вероятных трудностей не хватило бы и нескольких десятков полноценных статей. Предлагаем кратко рассмотреть только часть самых распространенных подводных камней воспитания. Мы выделим условия, при которых даже пугающие особенности поведения являются лишь временными возрастными проявлениями, а также ситуации, когда пора бить тревогу и работать над преодолением сформировавшейся черты характера. В каждом конкретном случае попробуем определить, какую помощь лучше всего оказать вашему малышу.

 

Агрессивность

В норме проявления агрессии у детей не считаются нарушением. Как правило, подобные случаи эпизодичны, ребенок таким образом адаптируется или защищается в непонятных для него ситуациях. Усиление агрессивных проявлений происходит также в кризисные периоды одного, трех и семи лет. Нередко за агрессивность мы принимает те чувства, которые испытывает и открыто выражает малыш, например злость или гнев.

Но если агрессивное поведение становится нормой для ребенка, никак не связано с кризисом, реальной ситуацией или переживаниями, то речь может идти уже о нарушениях в эмоционально-волевой сфере. В этом случае необходима помощь взрослых. Часто такое свойство, как агрессивность, дети перенимают у собственных родителей. Поэтому если ребенок демонстрирует устойчивое агрессивное поведение, задумайтесь, не стал ли кто-то из членов семьи образцом для подражания. Тогда лучше, чтобы в работе над коррекцией данной особенности характера принимал участие и тот человек, который послужил образцом. Постоянные наказания по малейшему поводу и недостаток любви и ласки в семье также нередко приводят к появлению агрессии уже как реакции малыша.

Закрепление агрессивности в качестве черты характера можно успешно предотвратить силами родителей, но для этого им необходимо демонстрировать последовательность в своих реакциях. Поощрение агрессивного поведения, особенно если оно может причинить хотя бы минимальный вред другому человеку или самому ребенку, недопустимо. Родители должны быть непреклонны и всем своим видом демонстрировать неприятие подобных действий. Чем младше ребенок, тем больше придется объяснять ему, что это неприемлемо и почему. Ведь проявления жестокости детей до четырех лет нередко связаны с исследовательским интересом. Нам кажется, что малыш мучает кошку, а он познает окружающий мир. Важно объяснить ему, что это больно, акцентировать внимание на его собственной боли, когда он в следующий раз упадет или ударится, и обязательно пожалеть. Агрессия детей четырех–шести лет может проявляться в отношении и других детей, но чаще всего бывает спонтанной. Родители должны не упускать этого: они могут обсудить с ребенком недопустимость подобных ситуаций, а также его эмоции, помочь ему освободиться от них.

Достаточно эффективными в преодолении агрессивности являются творческие методы. Вы можете предложить малышу выразить свои чувства с помощью рисунка, например, изобразить себя, свои эмоции в такие моменты, нарисовать портрет агрессивного человека. После этого пусть он попробует избавиться от неприятных чувств любым способом, который сам выберет: поправит рисунок или нарисует другой, а первоначальное творение уничтожит. Аналогично можно поступить со сделанной совместно с ребенком маской, выражающей агрессию, фигуркой агрессивного человека, из пластилина или любой другой поделкой. Ситуации, в которых вероятна   агрессия,  можно проигрывать, придумывать и разыгрывать кукольные спектакли. Каждый из этих приемов позволит малышу выразить свои эмоции, и в результате произойдет разрядка. Действенным также может оказаться перевод агрессивных переживаний в комичную форму, использование юмора для того, чтобы переключить ребенка на смех.

Еще один востребованный вариант: предоставить ему возможность проявлять свою агрессию в приемлемой форме. Для этого подойдут игрушки и материалы, которые можно порвать, боксерские груши и прочие атрибуты. Здесь уже все дело в вашей фантазии. После выхода негативных эмоций предложите ребенку игры на релаксацию, например с песком или водой.

Помните, что нередко агрессивность малыша усиливает та информация, которую он получает. Необходимо по возможности не допускать просмотра фильмов и мультфильмов со сценами насилия, запрещать жестокие компьютерные игры.

И конечно же, внимательное отношение, любовь и ласка, своевременная похвала обезоруживают ребенка, он чувствует себя счастливым и защищенным, а значит, и агрессивные реакции уменьшаются.

 

Жадность

У детей в возрасте от полутора до трех лет (в тот период, когда формируется самостоятельность) в той или иной степени может проявляться жадность. Таким способом ребенок учится отстаивать свои права, обозначать себя и свое пространство, в том числе через собственные игрушки и вещи, которые первоначально воспринимает как часть себя. Даже взрослым порой трудно делиться, а каково малышам? Соответственно, на данном этапе родителям лучше не вмешиваться. Но важно помнить, что уже после шести–семи лет справиться с таким недостатком, как жадность, бывает непросто. Реакция родителей на подобное поведение ребенка старше трех лет во многом позволяет предотвратить закрепление жадности в качестве устойчивой черты характера. Необходимо поощрять проявления щедрости у малыша, учить его спрашивать, прежде чем брать чужое, а в случае отказа предлагать обмен. В силах родителей доступно объяснить ребенку в возрасте от трех до пяти лет разницу между жадностью и бережливостью, научить делать подарки и сформировать отношение к подобным вещам как к чему-то приятному. Это также предполагает, что близкие взрослые не должны отказываться от вкусностей в пользу ребенка, особенно если предложение исходит от него самого. Он должен почувствовать, как это приятно – получать благодарность за то, что ты поделился с кем-то.

Желательно не заставлять малыша отдавать вещи силой, лучше создавать ситуации, когда он сам захочет поделиться, например игрушкой. Нередко у родителей возникает чувство неловкости перед другими людьми за проявления жадности у сына или дочери. Но это все равно не повод давить на ребенка. Лучше уважать его желания. Так же, как и в случае, когда он не хочет делиться с конкретным человеком – он имеет право самостоятельно выбирать объект своей щедрости. Как правило, достаточно выяснить причину, по которой малыш проявляет жадность, чтобы понять, стоит ли родителям вмешиваться или все же это обоснованное решение их ребенка, достойное приятия и уважения.

К тому же часто именно во взрослом окружении он находит пример подобного поведения. Так что, если в вашей семье господствует поговорка «в большой семье не щелкай клювом» или кто-либо щедростью не отличается,  то вряд ли подобное качество станет чертой личности ребенка. И опять же, малыш, окруженный достаточным вниманием и заботой, будет проще расставаться с собственными вещами. А вот если игрушки стали для ребенка заменой родителей и друзей, то ждать, что он добровольно отдаст их кому-либо, бессмысленно.

 

Лживость

Граница между ложью «допустимой» как проявлением вежливости и такта и ложью «безнравственной» как неприемлемой чертой характера до сих пор остается предметом горячих споров. Поэтому неудивительно, что дети врут – ведь они окружены людьми, которые тоже нередко говорят неправду.

Первые проявления детской лжи обычно наблюдаются в возрасте двух–трех лет. Это результат развития мышления, речи и воображения ребенка. На первоначальном этапе с помощью фантазии и вымысла он пытается воздействовать на родителей, обойти их запреты и правила, а также удовлетворить природную тягу к познанию. То есть детская ложь – это показатель определенной ступени развития. Но если она становится нормой поведения, родителям важно вмешиваться. Однако делать это нужно крайне осторожно: чем больше требований предъявляют к малышу взрослые, чем больше внимания они акцентируют на его лжи, тем изощреннее становятся приемы обмана, которые он использует. Для начала необходимо выяснить, что является причиной вранья.

Так, ложь нередко провоцируют страх наказаний, постоянные запреты и ограничения. В данном случае она становится средством защиты. Недостаток любви и похвалы также могут привести к вранью как способу привлечь внимание родителей. Нередко ложь используется и в качестве средства для оправдания поражений – в том случае, если малыша не научили проигрывать и спокойно воспринимать неудачи. Пример родителей и других близких взрослых здесь очень важен. Более того, вам будет сложно объяснить  ребенку, почему его обман – это зло, если он сам неоднократно заставал вас за подобным. Особенно болезненным для малыша становится раскрытие вашей лжи по отношению к нему, из каких бы благих побуждений вы ее не использовали. Иногда вранье является сигналом враждебности ребенка по отношению к родителям, обиды на них.

В зависимости от причин детской лжи разной будет и ваша реакция на нее. Это не должны быть грубость или агрессия. Разоблачение и наказание заставят ребенка и дальше изворачиваться, совершенствоваться в умении лгать. Реагируйте спокойно и рассудительно, объясните, почему вы сомневаетесь в его искренности, расскажите о своих чувствах, о том, как эта ситуация обижает и расстраивает вас. Основная задача – продемонстрировать малышу, что ложь по отношению к вам неприемлема и совершенно бессмысленна. Особенно если он пытается вами манипулировать. Не провоцируйте ложь ребенка своими вопросами, лучше сразу скажите, что вам известна «горькая» правда. Будьте примером для него, всегда выполняйте данные обещания. Поощряйте ребенка за правду, особенно если он сам признается в собственных проступках. Помните, что ваши требования и любое вмешательство должны быть не только рациональными и безоговорочными, но и тактичными, учитывающими потребности и интересы  ребенка, а наказания – не только справедливыми, но и соответствующими ситуации и индивидуальности сына или дочери. После пятилетнего возраста можно на примерах объяснять дошкольнику, почему лгать нехорошо и к каким последствиям может привести обман. Уместными здесь будут сказки и поучительные истории.

Лживость может стать чертой характера к концу дошкольного возраста, поэтому вплоть до шести–семи лет воздействие родителей должно быть скорее профилактическим и тактичным. Важно не пресекать безобидных фантазий ребенка, ведь они стимулируют развитие его воображения и творческого мышления. Кстати, нередко его небылицы могут рассказать вам о потребностях малыша, удовлетворение которых значительно снизит активное фантазирование.

 

Робость и застенчивость

Несмотря на кажущуюся безобидность и даже некоторое преимущество (ведь скромность, как известно, украшает), робость и застенчивость могут привести к страху перед общением с окружающими и повышенной тревожности ребенка, а значит, сделать его менее конкурентоспособным и успешным во взаимоотношениях. В данном случае важно определить, что стало причиной застенчивости. Возможно, это временный феномен, связанный с взрослением и пониманием норм поведения, а также появлением чувства стыда. Обычно кризисные проявления актуализируются после двух лет и проходят в течение нескольких месяцев. Когда на пятом году жизни ребенок испытывает потребность в уважении со стороны взрослого, застенчивость и робость, как реакция на замечания и шутки, могут вновь появиться на некоторое время. Если же они продолжаются дольше полугода и становятся одной из основных характеристик поведения, самое время активно вмешаться.

Родители должны быть ориентированы на формирование у ребенка уверенности в себе. Помогут в этом поддержка, создание атмосферы защищенности, доверия, взаимопонимания и любви. Терпение и такт со стороны взрослых будут как никогда кстати, а вот жесткий напор и тем более обвинение в трусости могут сделать ребенка еще более зажатым и тревожным. Создавайте для него различные ситуации, связанные с общением со сверстниками и взрослыми, постепенно усложняя их. Можно начать с предложения угостить другого ребенка конфетой, постепенно дойти до совместных игр со сверстниками и бесед со взрослыми, а затем и до выступлений перед разновозрастной аудиторией. Застенчивые дети как никто другой нуждаются в похвале и отсутствии резкой критики. Акцентируйте внимание на их успехах и способностях. Это поможет повысить самооценку, которая у робких нередко заниженная. Поощряйте самостоятельность и инициативность ребенка, спокойно относитесь к ошибкам и активно поддерживайте в случае неудач. Привлекайте его к коллективным играм с участием не только детей, но и взрослых, в том числе и играм-драматизациям, а также занятиям, развивающим сноровку, ловкость, быстроту реак­ции. Однако на начальном этапе постарайтесь исключить соревновательные моменты, чтобы лишний раз не травмировать малыша. Научите его расслабляться и отвлекаться от негативных переживаний. Важным является развитие эмоционального интеллекта, ведь робким так трудно проявлять свои чувства. Они также нуждаются в особой поддержке родителей при попадании в новые для них ситуации, в том числе и при  адаптации к детскому саду. Основной алгоритм здесь – терпеливо, маленькими шагами двигаться в сторону развития уверенности в себе, инициативности и творчества.

 

Эгоизм и эгоцентризм

Проявление эгоцентризма как крайней формы эгоизма обычно обнаруживается в возрасте двух–четырех лет, нередко сохраняется и до шести лет. Это норма и требовать от детей обратного в такой период нерационально. В данном случае как никогда важна профилактика. Ведь если эгоизм и тем более эгоцентризм станут устойчивыми чертами личности, то это отразится в первую очередь на характере взаимоотношений с окружающими: возможно резкое неприятие мнения других людей, трудности в построении гармоничных отношений. Помните, что эгоцентризм может закрепиться у единственных и избалованных детей в семье, а также в случае, когда ребенку недостает любви родителей, – таким образом он будет компенсировать острую потребность в ласке.

Нередко эгоизм и жадность идут рука об руку, второе – следствие первого. Поэтому следует обратить внимание на искоренение жадности как вредной привычки. Параллельно работаем и с эгоизмом: вводим ограничения на удовлетворение требований ребенка в новых вещах и игрушках, учим его выбирать, что больше необходимо, и покупаем только это. Отказывать ему в требованиях всегда нужно спокойно и обоснованно. Одновременно вводим посильные для его возраста домашние обязанности: убирать постель, поливать цветы, помогать мыть посуду и т.д. Хорошей профилактикой является общение со сверстниками:  они не допустят проявления подобных черт в коллективе. А значит, важно поощрять разнообразные контакты ребенка с ровесниками. Похвала должна относиться исключительно к достижениям малыша, не стоит превозносить его способности в сравнении с другими.

Итак, в данном случае мы осторожно и аккуратно вводим различные ограничения и препятствуем вседозволенности, в чем существенно помогают четко определенные семейные правила.
И в заключение резюмируем: все обозначенные трудности могут быть как вариантом нормы, так и показателем дисгармонии развития. Во втором случае необходимо исправление, чтобы агрессивность, жадность, лживость, застенчивость или эгоцентризм не стали чертами характера. Пассивное наблюдение за происходящим или, наоборот, грубое давление результатов не дадут, а если и дадут, то явно не те, которых вам бы хотелось. Главный помощник и советчик здесь – искренняя любовь к ребенку, ваши внимание и забота. Ряд ситуаций родители могут преодолеть собственными силами, а если это не удается, то самое время обратиться за квалифицированной помощью к психологу.

 

Предлагаем повысить эффект от прочтения статьи, ответив на традиционные вопросы для размышления и самопроверки.

  1. С какими подводными камнями вы столкнулись в процессе воспитания своего ребенка? Что предпринимали? Насколько успешно?
  2. В каких случаях мы говорим о соответствующих норме проявлениях:
  • агрессивности;
  • жадности;
  • лживости;
  • застенчивости;
  • эгоцентризма?
  1. К какому возрасту должно сойти на нет каждое из вышеперечисленных проявлений?
  2. Каковы основные причины закрепления описанных трудностей в качестве устойчивых черт характера?
  3. Предложите оптимальные, на ваш взгляд, стратегии поведения родителей в случае устойчивых проявлений:
  • жадности и эгоцентризма;
  • робости и застенчивости;
  • агрессивности и негативизма;
  • лживости и манипулирования взрослыми.
  1. Какие творческие приемы вы бы предложили для профилактики каждой из вышеперечисленных трудностей?
  2. Что в поведении родителей должно оставаться неизменным, независимо от негативных черт характера, которые демонстрирует ребенок?
  3. Поделитесь собственными приемами реагирования на «подводные камни», не рассмотренные в рамках данной статьи.

И, конечно, ответы на поступившие от вас актуальные вопросы по теме: «Мама, папа, я… а также бабушки, дедушки и многие другие. Распределение ролей в семье».

 

Если в семье мать – жесткая и требовательная, а отец – мягкий и податливый? Получается, функции мужчины и женщины меняются местами. Не навредит ли это ребенку?

У каждого из нас свой неповторимый характер, кроме того, в современном мире мы нередко наблюдаем ситуации, когда женщина становится добытчицей, а мужчина – домохозяином. Тандем отца и матери по-прежнему сохраняется, однако прямо противоположными становятся их функции. В результате ребенок получает все необходимое для своего развития, но в процессе идентификации он, скорее всего, усвоит именно такие роли в качестве основных для мужчины и женщины, будет ориентироваться на них во взрослой жизни. Основной вопрос в том, полная ли подмена ролей произошла? Ведь мать может быть требовательной, но при этом дарить малышу любовь и приятие, а отец мягким, но одновременно открывать для ребенка тайны мироздания и знакомить с жизнью. Тогда половая идентификация малыша будет более гармоничной.

 

Недавно вышла на работу, а сын днем остается с бабушкой. Стала замечать, что он перестает меня слушаться и все чаще противопоставляет меня свекрови: «А вот бабушка говорит…». Как быть в такой ситуации?

Это как раз один из примеров противоречивого воспитания. Ребенок уже дезориентирован,  к тому же под сомнение поставлен авторитет родителей. Прежде всего необходим разговор с бабушкой, четкое определение некоторых воспитательных моментов. Однако беседа не всегда дает результат, будьте к этому готовы.

Многие родители нанимают няню, которая присматривает за ребенком. От нее, как от наемного сотрудника, вы можете требовать общения с малышом и его воспитания в соответствии с семейными правилами. Конечно, если материально это сложно или вы в принципе не хотите допускать к процессам воспитания постороннего человека, то это не вариант. Тогда вам придется учитывать мнение близких родственников, что  нередко приводит к обострению конфликтов и противоречий. А расплачиваются в результате дети. Так что решение остается за вами, но важно взвесить все «за» и «против», ведь речь идет о спокойствии как родителей, так и ребенка.

 

Если в семье единственный ребенок, это меняет распределение ролей в семье? На какие моменты важно обратить внимание в воспитании?

Единственные дети, конечно, отличаются и от старших, и от младших. Несмотря на то, что распределение ролей в семье должно оставаться прежним, есть ряд особенностей, которые должны учитывать родители. Так, нередко у единственных детей высокая самооценка и обширный перечень требований к окружающим. При этом у них могут быть недостаточно развиты навыки общения со сверстниками. Важно расширять круг контактов ребенка, учить его делиться и помогать другим людям, прибегать только к заслуженной похвале и стараться не выражать чрезмерно своего обожания и гордости за него.

Кстати, даже если в семье несколько детей, но разница в возрасте между ними превышает пять–шесть лет, то у каждого могут развиться черты характера единственного ребенка.

 

Как Вы относитесь к няням? Какие рекомендации по выбору няни можно дать?

Каждая семья решает для себя, прибегать ли к услугам наемного работника. Это зависит от многих факторов, причем не всегда только материальных. Нередко няня необходима самой маме как помощница, даже если она по-прежнему дома с малышом. Когда няня приходит всего на один–два часа – это уже огромное подспорье, особенно если молодая мама очень устает или впала в депрессию. Многие не прибегают к посторонней помощи, поскольку бытует мнение, что мать все должна делать сама, иначе она «плохая». Это нередко рождает чувство вины у тех женщин, которые остро нуждаются в помощи, но по определенным причинам не могут ее получить ни от мужа, ни от родственников или друзей. В результате мама становится нервной, напряженной, депрессивной и всем недовольной, что, скорее всего, чувствует муж и обязательно – ребенок. А ведь всего пару часов в день или даже несколько часов в неделю могли бы изменить ситуацию, сделать женщину, а значит и всю семью, счастливой и довольной. Конечно, только в том случае, если над ней не будет висеть дамоклов меч в виде чувства вины.

Итак, на что обратить внимание, если вы все-таки решили нанять няню. Она должна вызывать доверие и у вас, и у ребенка. Понаблюдайте, как малыш реагирует на нее при ее первом появлении. Это очень важно, ведь она должна нравиться не только вам, комфортно себя должен чувствовать и ребенок. Если он спокоен, улыбается и даже контактирует с новым человеком, это благоприятный сигнал. Но и вы должны чувствовать себя легко и расслабленно с ней, иначе толка не будет. Поинтересуйтесь у няни, каковы ее взгляды на воспитание и на жизнь в целом. Ваши мнения по ключевым вопросам должны совпадать. Она также должна понимать, что воспитанием занимаются родители, поэтому они определяют принципы и правила игры, а няня может лишь дать рекомендации, но не настаивать и тем более навязывать что-то своими действиями. Узнайте о ее квалификации, опыте работы, здоровье и вредных привычках. Не стесняйтесь и попросите подтверждающие документы, в том числе рекомендации. Обязательно детально обсудите перечень обязанностей. Предложите ей несколько проблемных ситуаций, с которыми сталкивались в воспитании вы. Заодно и определите, как она планирует выходить из них, и совпадает ли это с вашими представлениями.

Не стоит сразу же оставлять няню с ребенком, тем более на целый день. Малыш должен привыкнуть к ней. После первого знакомства, которое длится от получаса до часа, в следующий раз можно оставить его с ней на один–два часа, а затем на более продолжительное время. Если речь идет о нескольких часах, то обычно достаточно трех–четырех дней для полной адаптации, а вот если о целом дне, то тогда лучше, чтобы она провела с вами и ребенком полный день, а адаптация длилась неделю. Рациональнее всего нанимать няню сначала на испытательный срок, но помните, что в ваших интересах познакомить ее с особенностями поведения малыша и некоторыми сложившимися в семье реакциями на них. Тогда спокойнее будет не только вам, но и ребенку.

 

Ждем ваших писем с предложениями, вопросами, комментариями.

Адрес прежний: info@dovosp.ru

Тема письма: Рубрика «Актуальный разговор»

PageLines