Занятие № 6

Занятие № 6. Смальта


Смальта

Цель. Систематизировать знания детей о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, легкий и т.д.), глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка и глины (строительство, производство посуды, игрушек). Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Предварительная работа. Сбор пластиковых ёмкостей, из которых родители вырезали квадраты, размером 1×1 см., рассматривание иллюстраций с изображением мозаики из смальты и других материалов.

Материалы и оборудование. Песок, глина, оборудование для опытов (перо, бумага, чернильница, колбы, пробирки, камни), иллюстрации с изображением мозаики, материалы для изготовления мозаики (картон, пластик, клей).

Последовательность работы

На столе заранее раскладываются предметы: перо, бумага, чернильница; колбы, пробирки, камни; ставится портрет М.В.Ломоносова.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на предметы на столе. Кому они могут принадлежать? Кто это? А что вы знаете об этом человеке? М.В. Ломоносов учился в Германии горному делу.

  

Воспитатель. Там он узнал много интересного о минералах и их свойствах. Кто помнит, что такое минералы?

Когда М.В. Ломоносов вернулся в Россию, то составил каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Академии наук.

Воспитатель. Знание свойств минералов и законов химии и физики помогли Ломоносову в создании вот таких цветных стёклышек. Как вы думаете, для чего они могут быть нужны? А из чего делают стекло?

Воспитатель. А теперь я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Дети подходят к столу с табличкой «Лаборатория».

Опыт № 1. Сыпучесть песка и глины.

Воспитатель. Из стаканчика высыпьте песок на бумагу. Легко ли это сделать? (На бумаге песок рассыпался на песчинки). То же проделайте с глиной (Глина рассыпалась комочками).

Вывод: песок рыхлый, в отличие от глины.

Опыт № 2. Из чего состоит песок и глина?

Воспитатель. С помощью лупы рассмотрите песчинки. Как они выглядят? (Очень маленькие, круглые, полупрозрачные, разноцветные или однотонные, например, желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Так же рассмотреть глину. Видны ли песчинки в глине?

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

Опыт № 3. Легкие ли песчинки и частички глины?

Воспитатель. Давайте в банке создадим искусственный ветер. Подуем через трубочки на песок и глину. Что происходит? (Песок разлетается, песчинки двигаются быстро, частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом).

Вывод: песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины — нет.

Опыт № 4. Куда исчезла вода?

Воспитатель. Ребята, давайте в стаканчик с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? (Мокрым, она впиталась в песок). Затем нальем воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? (Медленнее, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине.) Вывод: вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.

Опыт № 5. Лепим из влажной глины и песка.

Воспитатель. Ребята, а теперь давайте попробуем слепить шарики, колбаски из песка и глины. Что лепится лучше? Оставим поделки до полного высыхания. Что произошло с поделками из песка? (Они рассыпались). Поделки из глины сохранились, стали твердые. Вывод: глина хорошо лепится, а песок нет. При высыхании глина становится твердой.

Опыт № 6. Пропускаем воду через песок, глину и камешки.

Воспитатель. Давайте возьмем три пластиковые бутылки с отрезанным дном: первую – наполняем песком, вторую – камешками, третью – глиной. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку нальем равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?

Вывод: быстрее всего вода пробегает между камешками, затем, сквозь песок. Глина воду не пускает, ее частички слиплись, и вода не может пройти через них.

Опыт № 7. Фильтрация воды.

Воспитатель. Теперь давайте пропустим через песок «грязную» воду. Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной». Вода стала прозрачной. Вывод: песок – это природный фильтр, он очищает воду.

Воспитатель. М. Ломоносов провел более 4000 опытов по созданию цветных стеклышек, которые называются «смальта». Смальта – это тяжёлое, непрозрачное, разноцветное стекло. Из таких цветных стёклышек М.В. Ломоносов стал делать цветные мозаики (Воспитатель показывает иллюстрации). Он подбирал цветные стёклышки — смальты, приклеивал их, и получались портреты и целые огромные картины, которыми украшали здания. Раз мы говорим, что Ломоносов составлял целые картины, тогда как мы его можем назвать? Правильно, мы можем назвать его художником.

   

Рассматривание иллюстраций (слайдов презентации) — картин из смальты (портреты, выполненные Ломоносовым и его учениками, Екатерины II, И.И.Шувалова, Петра I, «Полтавскую баталию» и иллюстрации внутреннего убранства Исаакиевского собора, фотографию Солнечных часов в курортном городе Светлогорске Калининградской области, выполненных из смальты в технике «мозаика»).

Воспитатель предлагает детям стать мозаистами — художниками и составить на листках картона мозаику из цветного пластика – заместителя смальты.

      

Дети старшей и подготовительной группы делают мозаику по схемам

В конце занятия оформляется выставка детских работ.

Занятие № 7. Брейн-ринг

PageLines