Занятие № 2

Занятие № 2. Путь в науку

Путь в науку

Цель. Продолжать знакомить детей с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова; расширять знания детей о свойствах воды и воздуха, развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов по схеме; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа. Оформление вывески «Лаборатория»; подготовка оборудования для проведения опытов (воздушные шары 3 шт., полая трубка с воздушным шаром на конце, сосуд с водой и молоком, яйцо, полиэтиленовый мешок, весы или длинная линейка, бумага, губка, стаканчики, блюдце); подбор мольберта для иллюстраций, иллюстраций.
Последовательность работы

Воспитатель. Ребята, отгадайте, про какого известного человека я зага¬даю загадку: «Мать — крестьянка, отец — рыбак, а сын над всем миром царствует». Кто это?

Воспитатель. Правильно, это Михаил Васильевич Ломоносов. Что мы уже знаем про Ломоносова? Всему миру извест¬но имя М.В. Ломоносова, великого ученого.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему Ломоносов стал ученым? Стремление к знаниям Михаила Васильевича было огромным. Первый учитель-дьячок церкви научил Мишу читать. Какие книги первыми прочёл Ломоносов?

Занятие № 2

Дети рассматривают иллюстрации книг.

Воспитатель. Когда Михаил Васильевич Ломоносов вернулся из-за границы в Россию, он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования. Сегодня и я предлагаю вам провести интересные эксперименты «по следам учёного».

Дети подходят к столу с табличкой «Лаборатория».

Воспитатель. Теперь мы ученые – экспериментаторы и будем проводить различные опыты.

Вода — один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете много — суша занимает всего одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода имеется на суше в озерах, прудах, реках, ручьях, родниках, болотах, лужах. Какими же свойствами обладает вода?

Занятие № 2

Опыт № 1. Вода – жидкая, течет.

Предложить детям два стаканчика — один с водой, другой — пустой, и дать задание аккуратно перелить воду из одного сосуда в другой.

Воспитатель. Льется ли вода? Поче¬му? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют «жидкостью».

Опыт № 2. Прозрачность воды.

Детям предлагается рассмотреть два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки.

Воспитатель. В каком из стаканчиков видны предметы, а в каком – нет? Почему? Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой вы видите ложку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт № 3. Вода не имеет формы.

Детям предлагается налить воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола.

Воспитатель. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Опыт № 4. Тонет — плавает.

В ванночку с водой предлагается опустить различные по весу предметы. Пресная вода выталкивает более «легкие» предметы.

Опыт № 5. Соленая и пресная вода. «Подводная лодка из яйца».

Детям предлагаются два стакана с жидкостью: в первом стакане — соленая вода, во втором — пресная. Ребятам предлагается опустить свежее куриное яйцо в жидкость в обоих сосудах.

Воспитатель. В соленой воде яйцо всплывает. Это происходит потому, что у солёной воды есть свойство выталкивать предметы.

Опыт № 6. «Цветы лотоса».

Занятие № 2

Взрослый вместе с детьми делает из бумаги цветок, закручивая лепестки к центру. Цветы опускаются в сосуды с водой, в ней цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).

Опыт № 7. У воды нет вкуса и запаха.

Взрослый предлагает детям попробовать через соломинку воду на вкус.

Воспитатель. Есть ли вкус у воды? А запах?

Для сравнения предложить детям попробовать молоко или сок. Если они не убедились, что уводы нет вкуса, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса.

Опыт № 8. Горячая (до 500С), теплая, холодная вода.

Детям предлагаются 3 стаканчика с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, где самая теплая.

Воспитатель. В реках, озерах, морях вода бывает разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые животные и растения могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо.

Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише.

Присесть, помахать руками вверх-вниз.

Деревцо всё выше, выше.

Потянуться вверх.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, есть в этом полиэтиленовом пакетике что-нибудь? Давайте проверим!

Воспитатель встряхивает и начинает закручивать пакет, он становится выпуклым.

Воспитатель. Что в пакете? Пакет становится выпуклым. Почему?

Дети делают вывод: пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.

Воспитатель. Наша планета окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух — это удивительная оболочка вокруг Земли, которая называется атмосфера. Слово «атмосфера» произошло от греческих слов «атмос» — воздух и «сфера» — шар. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше, везде есть воздух. Воздух — это смесь нескольких газов, которые не имеют ни цвета, ни запаха. Больше всего в нём азота, есть также кислород, углекислый газ, пары воды. Каждым этим газом в отдельности дышать нельзя, пригодна для дыхания только их смесь. Какими свойствами обладает воздух?

Опыт № 1. Воздух имеет объём.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, у вас на столе мисочки с водой и стаканчики. Вам нужно перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в миску, держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух и он не пускает туда воду.

Занятие № 2

Опыт — Воздух имеет объём.

Опыт № 2. Ветер – движение воздуха.

Детям предлагается помахать веером над водой.

Воспитатель. Почему на воде появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер — это движение воздуха.

Опыт № 3. Воздух имеет вес.

Воспитатель. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с каким шариком перевесит?

Занятие № 2

Чулдина Алина доказывает, что воздух имеет вес.

Опыт № 4. Воздух невидим.

Воспитатель. Ребята, воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизиро¬ванные салфетки, корки апельсинов и т. д. и попробуйте последо¬вательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Опыт № 5. В воде появляются пузырьки воздуха.

Воспитатель. Рассмотрите губку. Что видите? (Дырочки, отверстия.) Что в этих дырочках? Что случится, если губку погрузить в воду?

В воде появятся пузырьки — воздух из дырочек будет выходить в воду.

Воспитатель.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три ее основы.

Какая бы ни грянула беда – целы они,

Все возродиться снова.

С. Викулов

Ребята о чем мы сегодня беседовали? Какой из опытов вам больше всего понравился?

Воспитатель. Дети, у меня есть для вас сюрприз! Что надо сделать с этими шариками, чтобы можно было с ними играть?

Детям раздаются шарики, они их надувают и играют с ними.

Занятие № 3. Невидимые силы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x