Занятие № 1
Занятие № 1. Михаил Ломоносов – великий сын нашей Родины.
Занятие № 1
Михаил Ломоносов – великий сын нашей Родины.
Цель. Познакомить детей с биографией М.Ломоносова; сформировать представление о многогранности таланта великого учёного; воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать активную жизненную позицию; воспитывать товарищеские отношения в коллективе сверстников; побуждать дошкольников испытывать эмоциональное удовлетворение от получения новых знаний.
Предварительная работа. Чтение книги «Михайло Ломоносов» (Тихомиров О.Н., М.: Малыш, 1982), рассматривание и обсуждение иллюстраций.
Материал. Иллюстрации, мульти-медийная презентация «Михаил Ломоносов».
Последовательность работы
Воспитатель. Ребята, что такое Родина?
Воспитатель. У каждого человека есть место, где он родился, провел свое детство, рос, учился. Это маленькая Родина каждого человека. «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», – сказал К. Паустовский. Люди иногда, по разным причинам, покидают место, где они родились и выросли, но они всегда помнят и любят свои родные места. А что для вас малая Родина? Ребенок (заранее подготовленный).
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
В. Орлов
Воспитатель. Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Воспитатель. Все люди проживают в определенном государстве, в определенной стране, и они считают эту страну своей Родиной – большой Родиной. Наша страна, Россия, одна из самых больших в мире, и все в мире знают, что наша Россия – богатая страна. Как вы думаете, почему? (В России добывается много полезных ископаемых, в т.ч. нефть и золото, и имеется много других ресурсов – древесина и т.д.)
Воспитатель. Кроме материального богатства, Россия гордится людьми, которые жили и работали во славу нашей страны: космонавты, ученые и другие выдающиеся личности.
Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в прошлое. А поможет нам в этом «Машина времени» (показывает макет машины времени). Устанавливаем счетчик времени на XVI век. Готовы? Отправляемся в прошлое. (На макете включаются разноцветные лампочки, звучит «волшебная» музыка).
Воспитатель. 300 лет тому назад, в 1711 году, в деревне Мишанинской Архангельской губернии, на севере родился Михаил Васильевич Ломоносов. Это край отважных, трудолюбивых и вольных людей. Родина Михайло Ломоносова — деревня Денисовка, это недалеко от Холмогор. Чем же прославил М.В.Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки?
Воспитатель. А.С.Пушкин на этот вопрос ответил так: «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник». Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что А.Пушкин все слова записал с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины.
Воспитатель. Как же жил в то время великий ученый?
Рассказ воспитателя, сопровождаемый показом иллюстраций.
Отец Миши Ломоносова — Василий Дорофеевич Ломоносов — имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по — европейски парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. Мать Елена Ивановна умерла очень рано.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Впечатления от плавания остались у него на всю жизнь. Все интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается чудесное северное сияние?
В 11-12 лет мальчик начал постигать грамоту по «Арифметике» Магницкого и «Грамматике» Смотрицкого. Назвал эти книги «вратами своей учености». Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.
Мачехе не нравилось, что пасынок (не родной сын) сидит постоянно за книгами. И поэтому Михайле приходилось читать в уединенных местах, терпеть стужу и холод.
Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась… Уж очень хотелось Мише учиться! Он слышал, что в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много. В конце 1730 года Ломоносов уходит из дома. Он держит путь в Москву. И было в Москве место, куда более всего стремился Михайло. Это Славяно-греко-латинская академия, или, как еще называли, «Спасские школы». Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.
Михайло назвался дворянским сыном, а знания его так поразили экзаменаторов, что он был принят учеником с жалованием в 10 рублей за год. Это 3 копейки в день! Так что жил он впроголодь: на копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся 2 копейки уходили на покупку бумаги и чернил, обувь и другие нужды.
Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла (а ему уже исполнилось 19 лет!), они подняли его на смех:
— Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
— Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: «Что с тобой делать? На крышу забросить?». Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо, стали смотреть. «Да он лучше учителей всё знает», — шептались школяры.
Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий. А год спустя так освоил латынь, что мог на ней даже сочинять стихи. Освоив языки, Михайло открыл для себя новый мир — мир книг, хранившихся в библиотеке. У него появилась возможность читать летописи, книги по философии, физике и математике. Появилось у него желание подробнее изучить науки о природе — физику, химию, минералогию.
Полный курс обучения в академии составлял 13 лет. Михаил закончил учебу в ней за 5 лет. В числе двенадцати самых способных студентов Ломоносов был направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.
Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот его отправляют в Германию для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, по механике, физике, логике. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Ломоносов прожил за границей около четырех лет. Все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он быстро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России.
По возвращению в Россию, Михаил Васильевич Ломоносов был определен профессором химии в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Ломоносовым написана первая русская грамматика, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое.
Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. В самых различных областях знаний раскрылся талант М.В.Ломоносова. Он прославился, как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк. Михаил Васильевич Ломоносов основал первый в России университет, который сейчас носит его имя. Ломоносов всей душой болел за народное образование и приложил много усилий, чтоб власти разрешили учиться в школах не только детям дворян, но и детям из народа. Благодаря учёному стали открываться школы для низшего сословия.
Воспитатель.Ребята, мы сегодня познакомились с великим человеком. Что вам было интереснее всего узнать о нем?